AndreyPopov / Depositphotos.com
13 октября 2020 года Госдума приняла в первом чтении три из восьми внесенных Президентом РФ законопроектов, разработанных во исполнение поправок к Конституции РФ, вступивших в силу в июле (подробнее об их внесении мы рассказывали ранее). Среди них – законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»(Проект федерального конституционного закона № 1024643-7).
Данным законопроектом предусмотрено приведение в соответствие с обновленными нормами Конституции Российской Федерации порядка формирования и полномочий Конституционного Суда РФ. Речь идет о положениях, касающихся численности судей, проверки конституционности законопроектов (проектов законов о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также не подписанных Президентом РФ законов), конституционности законов субъектов РФ до их обнародования главой региона, разрешения вопроса о возможности исполнения решений международных (иностранных) судов, арбитражей и т.д.
Другая часть положений законопроекта направлена на уточнение норм, касающихся порядка конституционного судопроизводства и некоторых иных вопросов.
Так, предлагается изложить в новой редакции главу закона, регулирующую в настоящее время порядок рассмотрения дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. В этой части законопроектом:
- уточнен перечень лиц, которые могут обратиться с такой жалобой. Это граждане и юридические лица, а также в их интересах – уполномоченные по правам человека, иные органы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять их интересы;
- уточнен перечень НПА, которые могут быть объектом проверки. Это федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республики, уставы, законы либо иные нормативные акты субъекта РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов госвласти РФ и органов госвласти субъектов РФ;
- вводится принцип исчерпания: проектируемыми поправками предусмотрено, что жалоба в КС РФ допустима, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого она подана, при разрешении конкретного дела. Уточняется, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты. Так, например, Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными если официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.
В новой редакции собираются изложить и главу закона о порядке рассмотрения дел о конституционности нормативных актов по запросам судов.
Кроме того, как следует из законопроекта, планируется предусмотреть дополнительные механизмы защиты прав граждан. В частности, согласно проектируемым дополнениям в ст. 100 Закона, если пересмотр дела исходя из особенностей соответствующих правоотношений не может привести к восстановлению прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в КС РФ, последний вправе указать в своем постановлении на необходимость применения к таким заявителю или лицу компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом, принявшим в первой инстанции судебное решение на основе нормативного акта, о котором принято данное постановление.
Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о неконституционности нормы либо о признании ее конституционной, но в истолковании, данном Конституционным Судом, то, согласно законопроекту, Верховный Суд РФ не позднее 2 месяцев после опубликования соответствующего постановления КС РФ должен дать разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства в части, касающейся этих норм.
Законопроектом предусмотрен целый ряд иных поправок. Так, например, планируется предусмотреть, что гражданам, не владеющим русским языком, в случае обращения в Конституционный Суд без представителя с жалобой на нарушение их прав нормативным актом, примененным при рассмотрении уголовного дела, должно быть обеспечено право при подготовке жалобы бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном постановлением Правительства РФ.
К сведению: вместе с рассматриваемыми поправками к Закону о Конституционном Суде РФ, также 13 октября 2020 года, прошли первое чтение еще два законопроекта из пакета президентских законопроектов, направленных на реализацию внесенных в Конституцию изменений, – «О Правительстве Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».