ПФР разводит стариков на баллы, назначая убогие пенсии. Поэтому система начисления пособий по возрасту в России предельно запутана.
Евгений Гонтмахер — доктор экономических наук, член Комитета гражданских инициатив -в интервью ОТР заявил почему пенсионная система в России выстроена таким образом, чтобы гражданин при каких обстоятельствах не догадался, сколько ему должны платить на «заслуженном отдыхе». Для этого и пенсионные реформы проводятся.
По Гонтмахеру, пенсионная система сложная, потому что она балльная. Причем, балльная система, несмотря на внешнюю запутанность, введена с единственной целью: сохранить выплаты нынешним поколениям пенсионеров хотя бы в номинальном размере за счет будущих пенсий работников молодых и средних возрастов.
Фокус прост: за эти поколения в Пенсионный фонд платятся полновесные рубли в размере 22% от фонда оплаты труда. Эти деньги с колес выдаются на руки пожилым, а в пенсионных правах будущих пенсионеров учитывается не полная сумма уплаченных взносов, а некие баллы, получаемые при помощи устанавливаемого каждый год правительством специального понижающего коэффициента.
Расчет здесь «на авось»: зачем государству заглядывать на 20−30 лет вперед, когда нынешняя молодежь задумается о старости и поймет, что ее пенсионные права мизерны, а вся эта пенсионная реформа — сплошной обман? Зато сейчас нужно любой ценой сохранить лояльность 43-миллионного пожилого электората, не попавшего под пенсионную реформу.
Плюс имеет значение безысходность макроэкономической ситуации, когда федеральный бюджет пытается сбросить с себя социальный «балласт», для чего и затевалась пенсионная реформа.
«Там есть так называемые коэффициенты уточняющие, например, коэффициент, который говорит о том, сколько денег собрал Пенсионный фонд. Потому что Пенсионный фонд собрал больше — ваш балл стоит больше. То есть рубли, которые за вас отчисляет ваш работодатель, вот эти 22%, они в ваш пенсионный капитал попадают не напрямую: за вас отчислили 100 рублей, и это не означает, что ваш пенсионный капитал на 100 рублей увеличился, он увеличился на ту сумму, которая умножена на этот коэффициент», — пояснил в эфире ОТР Гонтмахер, говоря о пенсионной реформе в стране.
Сейчас этот коэффициент равен 0,87. То есть, со 100 рублей в ПФР, которые перечислил за вас работодатель, в ваши пенсионные права засчитываются всего 87 рублей.
Кроме того, имеются ограничения по баллам за год, которые могут быть начислены. Расчеты пенсионных прав построены на том, что если гражданин много зарабатывает легально — с этого платятся налоги и взносы в социальные страховые фонды. Но дополнительных баллов этот гражданин особо не зарабатывает.
В итоге, по оценкам Гонтмахера, 84% ныне занятых будут в старости жить — благодаря балльной системе учета пенсионных прав — на весьма скромное государственное пособие, которое никакого отношения к страхованию не имеет. Пенсионная реформа роста пенсий не принесет.
Да, периодически возникают слухи, что балльную систему отменят. Об этом еще в июне 2018 года заявляла вице-премьер Татьяна Голикова. «Либо примите методику расчета пенсионного балла, либо откажитесь от неработающей формулы и предложите новую», — призывала она, нахваливая пенсионную реформу.
Но воз, как видим, и ныне там. Почему правительство не спешит с изменением расчета пенсий, упершись в свою убогую пенсионную реформу.
— Все танцы с бубнами вокруг пенсионной системы, все пенсионные реформы, начиная с 2000 года (отрезание в 2004 году от участия в обязательной накопительной части людей старше 1967 года рождения, введение максимального размера заработка, с которого берутся взносы в Пенсионный фонд, введение балльной системы учета взносов в страховую часть пенсии, замораживание 6% взносов на обязательные накопительные счета, — «СП») имели одну-единственную задачу: как можно сильнее снизить ставку страховых взносов, уплачиваемых работодателем за работника в Пенсионный фонд, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — У нас сейчас ставка — 22%. А в 2000-м году работодатель уплачивал в ПФР 28%, плюс 1% уплачивался из собственных средств работника — итого ставка составляла 29%.
В нормальной пенсионной системе, как гласит конвенция № 102 Международной организации труда, если работник имеет 30−35 лет стажа и достиг пенсионного возраста (кстати, конвенцию можно понять так, что пенсионный возраст — это ближе к 65 годам), он должен получать среднюю пенсию в размере 52% от среднего заработка (по уточнению МОТ от 1972 года — это 40% заработка типичного получателя, который составляет примерно 130% среднего заработка).
Балльный же метод, действительно, очень сильно ущемляет права молодых и средних возрастов.
«СП»: — Почему так происходит?
— Все последние годы чрезвычайно быстро растет база страховых взносов, которые берутся в Пенсионный фонд. Это здорово для тех, у кого быстро растет зарплата — она в числителе. Зарплата растет значительно быстрее с 2014-го года, а балльная система была принята с 1 января 2015 года.
К 2022 году взносооблагаемая база будет уже 1 100 000 рублей в год. Но у нас очень небольшое количество людей получают такую заработную плату. Напомню, сейчас средняя зарплата по стране — примерно 45 тысяч рублей.
За счет роста базы, при неизменной зарплате, с каждым годом гражданин получает все меньше баллов. Это могло бы быть компенсировано увеличением стоимости балла — но такого не происходит.
Из этой ситуации власти — в условиях противостояния по поводу тарифов страховых взносов — нашли выход: провели пенсионную реформу и повысили возраст выхода на пенсию.
«СП»: — При чем здесь пенсионный возраст?
— Все просто: прежде чем гражданин выйдет на пенсию, он отработает дополнительно пять лет. И когда он выйдет на пенсию, какие-то пенсионные права у него будут. Но этих прав было бы больше при старом методе расчета.
«СП»: — Это такое надувательство?
— Можно сказать, и так. Но главное надувательство состоит в следующем: когда 1 января 2015 года ввели пакет пенсионных законов — он большой и очень сложный — в нем был один пункт, который также был введен. Было сказано, что те, кто уходит с 1 января 2015 года, имеют право обратиться в Пенсионный фонд — с требованием пересчитать себе пенсионные права по балльной формуле.
Почему эти граждане получили такое право? Минимальный стаж для выхода на пенсию — 15 лет, а данные по персональному учету ведутся с 2000 года.
Профсоюзы — ФНПР — когда давали согласие на принятие этого пакета законов, этот момент особо подчеркивали. Дескать, такой пересчет является преимуществом новой системы. По сути, все более-менее высокооплачиваемые работники должны были, при заявлении на пересчет, получить большую пенсию. Тем, кому пересчет давал меньшую пенсию, могли отказаться получать пенсию по сделанному пересчету, и получать пенсию по-старому.
«СП»: — И этот пересчет делают?
— Я, например, сходил недавно в Пенсионный фонд — и потребовал, чтобы мне сделали пересчет пенсии по балльному методу. Пенсию, замечу, мне назначили в 2007 году по инвалидности, и большая часть моего стажа не была учтена с точки зрения объемов взносов, которых за меня уплачивали.
Так вот, мне в ПФР сказали: никакого пересчета мы вам делать не будем. И никаких разъяснений не дали.
Скорее всего, принят какой-то подзаконный акт. И получается, есть законодательство, есть договоренность между социальными сторонами, принят закон — а потом каким-то подзаконным актом все было ликвидировано.
Это и является, на мой взгляд, колоссальным надувательством. И именно об этом власти сегодня больше всего сейчас молчат.
— Психология российского пенсионера еще советская — ориентирована на государственное обеспечение, и выплату государственных пенсий, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Поэтому правительство не может просто сказать гражданам: заботьтесь сами о своих доходах в старости. Такие заявления однозначно приведут лишь к росту социальной напряженности.
Другое дело, нынешнюю пенсионную систему действительно нужно менять на более прозрачную. Потому что главный ее недостаток — именно непрозрачность, и постоянное изменение правил игры, как произошло с последней пенсионной реформой.
Для этих изменений, понятно, есть и объективные обстоятельства, связанные с ростом числа пенсионеров и сокращением трудоспособного населения. Но Россия, с другой стороны — не Буркина-Фасо: у нас есть резервы, которые можно задействовать в том числе для решения пенсионной проблемы. Особенно с учетом того, что именно пенсионеры являются социальной опорой власти.