macrovector / Depositphotos.com
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. Предполагается, что ряд новых норм вступят в силу уже с 1 июля 2020 г.
Прежде всего планируется скорректировать статьи Бюджетного кодекса, устанавливающие предельный срок внесения в законодательство о налогах и сборах и в бюджетное законодательство изменений, приводящих к изменению доходов бюджетов. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие этот вопрос, фактически не применяются, из-за сложностей реализации на практике. Поэтому предлагается увеличить срок принятия соответствующих федеральных законов на один месяц до 1 октября текущего года. Таким образом поправки в законодательство, влияющие на доходы бюджета будут вносится до дня внесения в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Еще одно изменение касается нормативов распределения доходов. С нового года вступили в силу новые ставки акцизов на виноматериалы. В связи с этим предлагается пересмотреть механизм перераспределения соответствующих доходов бюджета. Если сейчас зачисление акцизов происходит равными долями между федеральным бюджетом (50%) и бюджетом субъекта РФ (50%), то законодатель предлагает установить дифференцированные нормативы распределения региональной доли акцизов на средние дистилляты между субъектами РФ. Так, итоговые суммы поступлений (за минусом вычетов), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов, будут определяться пропорционально объемам реализации подакцизной продукции в тех или иных субъектах.
Следующие поправки касаются порядка предоставления субсидий юрлицам и некоммерческим организациям. Так, по аналогии с нормами о предоставлении субсидий, предлагается предусмотреть возможность заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий НКО (кроме госкорпораций) на срок, превышающий период бюджетного планирования. Законодатель полагает, что такие мера позволит создать условия для заключения соглашений о предоставлении субсидий НКО в целях достижения результатов проектов, в том числе федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, на весь срок их реализации.
Отдельный блок поправок связан с осуществлением государственного финансового контроля и ведением отчетности. Так, предлагается расширить состав главных администраторов бюджетных средств, представляющих информацию о внутреннем финансовом аудите, включив в него главных администраторов средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Также предлагается закрепить за Минфином России полномочие по установлению сроков представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности финансовыми органами субъектов РФ и органами управления государственными внебюджетными фондами РФ в Федеральное казначейство. Предлагается скорректировать понятие «бюджетное нарушение», поскольку, по мнению законодателя, в настоящее время оно не в полной мере соотносится с тем перечнем нарушений, который указывается в бюджетном законодательстве.
Предполагаются поправки и в бюджетную классификацию РФ. Изменения будут внесены в состава доходной и расходной частей бюджетной классификации. Согласно пояснительной записке, поправки необходимы для обеспечения обособленного учета в составе доходов бюджетов излишне уплаченных или излишне взысканных платежей для обеспечения их возврата. Изменения в составе расходов позволят обеспечить обособленный учет расходов бюджетов на пожарную безопасность и гражданскую оборону. Также в расходной части предлагается от выделения отдельной подгруппы для отражения некоторых расходов ФОМС РФ и применять универсальные подгруппы «Субвенции» и «Иные межбюджетные трансферты» группы «Межбюджетные трансферты».
Законопроектом также предлагается внести изменения и в порядок утверждения бюджетной сметы в части наделения другого лица такою возможностью. В настоящее время законодательством не предусмотрена передача полномочий по утверждению бюджетной сметы органа госвласти — главного распорядителя бюджетных средств иным лицом. Однако, может сложиться ситуация, когда у руководителя органа госвласти — главного распорядителя бюджетных средств отсутствует возможности утвердить бюджетную смету (или изменения ее показателей). Такие обстоятельства могут привести к нарушению порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 938348-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.