Я ждал это время, и это время пришло.
Те, кто молчал, уже не молчат.
(слова из песни В. Цоя “Спокойная ночь”)
— А когда у вас празднуют день учителя?
— У нас в Японии нет такого праздника, ведь мы уважаем и любим учителя не только один день в году, и делаем это искренне, а не как у вас.
5 октября вся страна празднует День учителя. Этот праздник берет свое начало с Парижской межправительственной конференции, именно 5 октября 1966 был подписан документ о статусе учителя (“Рекомендации, касающиеся статуса учителей”). Подписали документ ЮНЕСКО и Международная организация труда. В нашей стране этот праздник отмечали в первое воскресенье октября, и лишь с 1994 года начали именно пятого числа.
Во всех школах в эти дни идут репетиции ко Дню учителя. Выглядит смешно, ведь учитель сам ищет сценарий, сам готовит детей, мучаясь и переживая за них, чтобы в этот праздничный день, придя в школу, посмотреть вместе с родителями свой же поставленный номер (шедевр). Многие родители (если придут) вручат дешевый букет с напутствием: “Паши лошадь дальше!” А потом, смеясь, уйдут и не появятся в школе до Последнего звонка или выпускного. Давно уже в России учитель стал менеджером, обслуживающим персоналом, но статья не об этом. Статья вот о чем.
Однажды Конфуций сказал: “Самое трудное — научиться чтить учителя. Лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду и способность почитать науки и применять их, поэтому учитель даже государю не должен совершать поклона, а государь учителю — обязан”. Скажи эти слова чиновникам в России, они умрут от смеха. Сегодня статус учителя находится на уровне плинтуса. Да, какой-нибудь учитель из гимназии или лицея скажет: “Вот меня уважают и ценят, мои ученики сдают ЕГЭ и ОГЭ на высшие баллы. Мой статус высок”. Ну, что же теперь, гордитесь! Вам повезло. Или вам так хочется думать. Но в целом в стране не так!
Возможно, те современные педагоги из элитных лицеев, которые мнят себя великими, и всё у них хорошо, основываются на своих выпускниках, которые смогли выбиться в люди. Но думаю, в большей степени этим выпускникам помог карман родителей, а не только полученные знания. Теперь они же (“великие учителя”) могут воскликнуть: “Но современная школа не обязана давать знания, она должна лишь направить”. Вот, вот направить, выдрессировать. Разве эти знания, полученные по КИМам ОГЭ и ЕГЭ, пригодятся в жизни? Разве ученик, научившись угадывать из 4 вариантов, сможет приспособиться в жизни, или ему нужны будут еще три попытки? Ответ очевиден, безмолвие сообщества учителей в том числе привело к сложившейся ситуации в образовании. Безденежные 90-ые, голод, нищета выкинула тысячи педагогов на обочину жизни, и пришедшие в “нулевые” лжереформаторы смогли подкупить учителя. Дав учителю кусок хлеба, государство олигархов забрало честь и достоинство учителя. Учитель ради куска хлеба пошел не только на выборы, но и на вбросы на выборах. Он умышленно пошел на уничтожение советской системы образования, отдав приоритет сиюминутным интересам. Принятая в России в нулевые годы, болонская система образования поставила наш народ не только на колени, но и по сути положила начало конца существования нашего народа.
На днях было заседание РАН, на котором были представлены современные научные труды. Большинство из них вызвали не только смех, но и тревогу. Тревогу по поводу того, что произойдет с нашей страной через 20-30 лет. В будущем при таком положении дел в науке и образовании Чернобыльская катастрофа покажется маленькой детской оплошностью. Мы уже видим, как на севере (в Северодвинске) по приказу государства гибнут люди, пытаясь построить “мультяшные ракеты”.
Все эти отголоски — это результат надвигающейся катастрофы. Да, в сообществе учителей нет необходимого единства, как в гильдии актеров или журналистов. Учитель никогда не заступится за учителя, бывают, конечно, исключения. Маленьким светлым пятном на фоне происходящего стали учительские профсоюзы. Но в большинстве своём учителя не объединяются в единый организм и не противостоят существующему режиму. А зачем? Ведь из телевизора говорят, что в стране всё в порядке. Страна на пути к “прорыву”! Не беда, что один и тот же учитель предметник в Москве получает 80 тысяч, а в провинции — 8 тыс. У одного сильные дети, а у другого – “трудные”. Жизнь при капитализме делает учительский, да и любой другой рабочий коллектив, сродни волчьей стаи. Кто-то завидует молодости, успешности, коммуникабельности с детьми и родителями, кто-то просто хочет, лишь бы у него была зарплата, а на коллег – плевать.
Я же благодарен своим учителям, которые учили нас в тяжелые 90-ые годы. Никогда не забуду свою первую учительницу – Надежду Ивановну, которая привила одну простую истину: Никогда не отступать! Идти до конца!
Благодарен своему учителю в музыкальной школе – Фанилю Фоатовичу. Он был жестким и чересчур требовательным, но именно знания игры на этом музыкальном инструменте мне помогли и в студенческие годы, и в армии.
Никогда не забуду случай в поезде, когда ко мне подсел молодой человек из Великобритании. И мы с ним разговорились на английском. Я в основном говорил инфинитивами (так как давно уже закончил школу и многое позабылось), но все равно был так горд, что могу понять его и выразить свою мысль. Спасибо огромное – Диане Борисовне (учителю английского языка).
Помню, учителя по истории – Лилию Валерьяновну, которая даже в непонятное и лихое время, привила истинный патриотизм и уважение к истории моего государства (а не тот, который сегодня нам пытаются впихнуть по зомбоящикам).
Таких примеров я могу привести много, я благодарен им всем, они были настоящими учителями. Они не кичились, что великие. Они, наверное, этого и не знали. Ведь только сравнивая с сегодняшним уровнем, видно, насколько выше был уровень советских учителей. Их знания пригодились в жизни. Их труд был не напрасным!
Что же касается сегодняшнего положения дел, многие выпускники (педвузов) иностранных языков предпочитают уходить в другую сферу заработка, впрочем, такое же положение дел у физиков, математиков, химиков. Дипломированные специалисты понимают, что зарплата учителя за пределами МКАД ничтожна. Но самое унизительное, что, следуя в фарватере министерской программы по оболваниванию и одурачиванию населения, их труд – бесполезен для оздоровления современной России. Но как источник дохода для хозяев элитных учебных заведений, как скрепитель скреп буржуазного государства — труд учителя незаменим!
Учителишка F