Суббота , Апрель 20 2024
Главная / Государство / Вспомним о Платоне

Вспомним о Платоне

В древнегреческих городах с развитием ремесленничества и торговли, возникновением выборных органов и суда появились СОФИСТЫ. Это были платные учителя риторики, которые за деньги учили приёмам побеждать в судебных тяжбах и спорах. Они говорили об ограниченности, ситуативности и противоречивости наших знаний, ниспровергали авторитеты. 

Они шли на любые ухищрения и нарушения ещё толком не сформулированных правил логики, лишь бы выиграть дело. Известен софизм: Скажи, то чего ты не потерял, ты имеешь? Человек отвечает: Имею. -Ты рога не потерял? — Нет. — Следовательно ты рогат. При всём при этом софисты способствовали развитию логики и философии, показали необходимость критического отношения к себе и другим, к явлениям общественной жизни.

Софист Протагор (480-410 до н.э.) утверждал, что меняется и мир и человек, всё изменчиво и взаимосвязано, нет абсолютов, истина и ложь, добро и зло относительны. Ему приписывают выражение «Человек есть мера всех вещей». Протагор даже осмелился высказать сомнение в существовании богов, за что был изгнан из Афин. 

Сократ у софистов учился, но позже от них отошел. СОКРАТ (469-399 год до н.э.) сын повитухи и скульптора. Главным для него было не изучение устройства мироздания, как для предыдущих философов, главным для него был человек. В отличие от софистов он стремился оказывать бескорыстную помощь в рождении истинного знания. Он воспринимал себя как повитуху истины. Ходил босой, в старом хитоне, был смел и непритязателен, каждое утро встречал восход Солнца.

В 40 лет женился на 19-летней Ксантиппе, которая со временем оказалась довольно сварливой женой. Поэтому на вопрос одного юноши жениться ему или нет Сократ ответил: «Чтобы ты не сделал – всё равно пожалеешь».

Однажды проходя по базару он воскликнул: «Как много здесь вещей, которые мне совершенно не нужны!» Наверное так и мы думаем сегодня, проходя по анфиладам супермаркетов.

Метод общения у Сократа был особый. Он вступал в диалог с позиции незнающего, задавал вопросы знатным людям о таких сложных понятиях, как красота, истина, справедливость, добро… И в диалоге показывал самодовольным и претендующим на всезнание людям, сколь ограничены их познания. Это и есть «сократический метод», «майевтика». Он говорил «пока я живу, я не перестану заниматься философией», ибо «Мало кто знает, как много надо знать, чтобы знать как мало мы знаем». По Сократу существует лишь одно добро – это знание, так как в конечном счете знание есть высшая добродетель. И в конечном счете есть лишь одно зло – невежество. Лучший человек тот, кто знает что такое добро: не может же знающий сознательно стремиться к худшему.

Сократ был приговорён к смерти «за неуважение к Богам и развращение молодёжи» и выпил чашу с ядом, хотя мог свободно уйти. Письменных трудов не оставил, мы знаем о его жизни благодаря воспоминаниям Ксенофонта, а учение дошло до нас по диалогам, написанных его учеником — Платоном. Вот о нём и поговорим. 

Платон (427-347 гг. до н.э.) — настоящее имя Аристокл, был из царского рода, но политику посчитал делом скучным и занялся философией. Прозвище «Платон» означает «широкий», широкоплечий. Философию он излагал в форме диалогов Сократа со своими учениками, поэтому указать какие мысли принадлежат самому Платону, а какие Сократу трудно. Учеником Сократа Платон стал в 13 лет. 

Платон считает что «Невежественными бывают только те, которые решают таковыми оставаться». Тут возражений быть не может. Платон спрашивает: Как возможно подлинное бытие?. — То, что не подвержено тлену. А что не подвержено? — Только идея. (- так начинается его «объективный идеализм».) . Что такое красота? Вот красивая девушка. Она становится старухой, а куда девалась её красота? Исчезла. Но идея красоты осталась. Получается что на Земле что всё тленно, всё меняется и разрушается, а понятия нетленны Где же они существуют? 

Платон видит, что движение Луны по небосводу происходит на фоне небесного купола неподвижных звёзд. Значит, делает он вывод, там, за небесной твердью и существует нетленный мир идей, а вещи подлунного мира тленны и являются лишь их бледной копией. С такой онтологической предпосылкой, с таким фантастическим представлением об устройстве мироздания Платон и строит свою теорию познания. Предпосылки ложные, но вот картина процесса познания гениальна. Он описывает её так.

Полутёмная пещера, в которой спиной ко входу сидит узник, скованный так, что он не может повернуть голову и посмотреть на вещи с разных сторон. И кто-то (жрецы, родители, наставники, соплеменники…) проносят у входа вещи, но узник видит на стене своей пещеры лишь их тени. Получается что человек погружен лишь в те представления о мире которые заданы его окружением и его средой обитания. Мы и воспринимаем мир не таким каков он есть, а таким каким его нам преподносят, причем так как мы способны его видеть в своей пещере.

Философия Платона есть объективный идеализма, в ней идеям приписывается объективное существование и происходит удвоение мира. Получается, что в основе мира лежат два независимых начала: материя и дух. Вокруг этой платоновской мнимости философы веками ломали копья. Ложная предпосылка понимания идеального как субстанции привел к искаженному пониманию т.н. «основного вопроса философии», если его понимать как вопрос о том «что первично» и «познаваем ли мир» исходя из наличия двух независимых субстанций – «духа» и «материи».

Гносеология (теория познания) Платона вытекает из его онтологии (теории мироздания). Он думает, что невозможно получить подлинные знания о вещах через ощущения, так как чувственные восприятия ненадёжны, всё меняются, вещи тленны, люди смертны. А идеи нетленны, души людей – тоже идеи, значит они бессмертны, и, существуя в надлунном мире, общаются друг с другом и всё друг о друге знают. Поэтому познание есть припоминание вселившейся в человека души.

Подлинное знание возможно только о вещах неподвластным изменениям, таким, как по его мнению являются истина, добро, красота. Они известны только разуму, поскольку разум связан с душой. Ощущения лишь способствуют припоминанию того, что душе и так известно. Душа обладает подлинным знанием, но человек не осознаёт этого, ощущения как бы подталкивают человека к знаниям.

Если Сократ много знал, и только потому и говорил «я знаю, что я ничего не знаю», то у Платона получается «я не знаю, что я всё знаю». Если подобные воззрения и были гармоничны временам античности, то уж никак не пригодны для современности. Сейчас бы впору сказать: «Я не знаю, что мне нужно знать из того, что я могу знать».

Платон внёс существенный вклад в становление логики: он выделил наименьшие логические единицы понятийного мышления – суждения, состоящие из подлежащего и сказуемого, он различал слово и понятие, мышление и речь. Он занимался уточнением процедур определения понятий, разделяя при этом родовые и видовые понятия, которые должны полностью исчерпывать объём родовых. Причем он верил, что понятию обязательно соответствует какая-то онтологическая «сущность». 

С именем Платона связан поворот к систематическому анализу форм и правил мышления, он приблизился к формулировке основных законов формальной логики установленным позже Аристотелем. Учение о душе. По Платону душа бессмертна, а тело бренно. Душа лишь временно принадлежит телу. В диалоге «Федон» тело рассматривается как темница души, желания презренного тела мешают ей возвыситься и вечно пребывать в надлунном мире идей. Отсюда и его, столь любимая тёмными кликушами фраза о том, что люди, «которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти».

Для обозначения всеобщего начала Платон использовал понятие единого Бога, подготавливая тем самым философскую «теоретическую» почву религии, монотеизму. По фантазиям Платона после земной жизни душа якобы снова возвращается в надлунный мир идей. Причем, если мужчина ведёт себя плохо, то его душа в последующем воплощении наказывается вселением в тело девочки. Если и женщина ведёт себя плохо — то в тело коровы, затем овцы, курицы и так по нисходящей, вплоть до змеи и «высшей меры» наказания – отправления в тартарары, прообраз ада. Вот такая транспортировка душ с того света в этот и обратно с понижением статуса.

Вот так Платоном были созданы предпосылки для христианской веры в бессмертие душ и загробную жизнь, реальный старт внедрению которой дал иудей Филон Александрийский в 1 веке нашей эры и которую использовало насаждаемое средневековое христианство, затормозившее развитие человечества на века. А может это было время для отрицательного социально-генетического отбора особей пригодных для послушания? И для подавления и уничтожения всех неугодных — вспомним инквизицию и кровавые крестовые походы религиозных фанатиков для уничтожения «неверных»;…

Социальная философия Платона вытекает из его учения о бессмертных душах: есть души мудрые, их мало, мужественные, их больше, и вожделеющие, удел которых — потребительство и наслаждения. Их абсолютное большинство. Но каждый должен делать своё дело, то, к чему он предназначен и делать наилучшим образом. Каждая душа должна попасть в своё тело. Ум и мудрость нельзя смешивать. Ум – способность правильно судить об отдельных вещах. Мудрость свойственна немногим и проявляется в способности к обобщениям, к осознанию интересов полиса, государственных интересов. Поэтому государством должны управлять мудрые, специально обученные люди с душой первого типа, это 1-е сословие. (Всё доступное теоретическое знание тогда считалось философией).

Поддерживать порядок и государство защищать должны воины с мужественной душой, без собственности, без семьи и личных интересов – это 2-е сословие. Остальные свободные граждане — ремесленники, торговцы, производители и потребители товаров — это всё обладатели вожделеющих душ, которые образуют многочисленное 3-е сословие. Они корыстолюбивы, не способны думать о государственных интересах, заботятся только о себе. Их забота — потребление и размножение. О рабах и речи нет, ибо они не граждане, а говорящие орудия, о них надо заботиться поскольку они дорого стоят и выполняют тяжелую работу.

В диалогах «О государстве» и «Политика» Платон намечает устройство совершенного и справедливого, по его мнению, государства. Это тоталитарное государство, управляемое специально подготовленными людьми из 1-го сословия, в котором вся жизнь людей от хозяйственных дел и торговли до музыки, от поэзии до деторождения централизованно регулируется.

Никакой демократии! Плебс на неё не способен. По его мнению «Только то государство является прочным, щитом которого является справедливость». Дети должны рождаться здоровыми и только от здоровых родителей. (Вполне разумное пожелание!) У человека есть лучший возраст — «акме», он длится от одной олимпиады до другой. Для мужчин это 36-40 лет, потому что мужчина в эти годы уже умён и ещё силён. Для женщин это 16-20 лет, так как в эти годы женщина гибка и привлекательна, лучше всего приспособлена для деторождения. Иные её качества философа не интересовали. 

Из всех идей наиболее важная — идея справедливости и добра. Лучшая жизнь – в созерцании вечных истин. «Жизнь без поиска не достойна быть прожитой для человека», писал он в «Апологии Сократа». Достигшие высот истинного знания должны возвращаться в повседневный мир и использовать свои знания, чтобы служить государству. 

В роще богатого афинянина Академа в 387 г. до н.э. Платон создаёт, как вы догадались, Академию, первый университет, воспитавший немало мыслителей. В 399 г. до н. э. в знак протеста против суда над Сократом Платон покидает Афины и 11 лет скитается.

И в наши дни встречаются люди, верящие в платоновское удвоение мира. Д.И. Писарев сказал: «Вся физика Платона есть чистое создание фантазии, не допускающее в слушателе и тени сомнения, не опирающаяся ни на одно свидетельство опыта, развивающееся само из себя. Платонизм есть, по сути, попытка обоснования религиозного стиля мышления, вот почему он имел такой громадный успех в эпоху падения язычества и зарождения христианства. Платон остается в сферах свободного вымысла. Не мудрено, что к его идеям примыкают многие мистики всех времен». /Антология мировой философии Том 4. М., «Мысль», 1972 С. 287 – 288/. 

Любопытно, что А.Лосев, русский философ прошлого века, сказал: «Советская власть держится только благодаря платоническим воззрениям русского народа», намекая на веру в коммунистическое будущее. Онтология Платона и его учение о государстве соответствовала тому уровню развития человеческой культуры, который тогда существовал в Афинах. Величайшая заслуга его в том, что он инициировал теоретическое мышление как таковое и сформулировал важные философские проблемы

Про admin

Смотрите также

Аудиозапись судебного заседания можно будет получить в приемной суда

SimpleFoto / Depositphotos.com Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) на общественное …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *