kzenia / Depositphotos.com |
Правительством РФ установлен запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов поставщиков коммунальных ресурсов расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги (Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2019 г. № 1164).
Соответствующие изменения внесены в ряд нормативных правовых актов, касающихся ценообразования в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения, обращения с ТКО, а также государственного регулирования цен на газ. Поправки вступят в силу 13 сентября 2020 года (Информация Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2019 г.).
Как пояснила ФАС России, в настоящее время в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих соответствующий регулируемый вид деятельности, при расчете некоторых тарифов на коммунальные услуги могут включаться расходы на оплату перевода платы за коммунальные услуги потребителями.
При этом, включая такие затраты в состав своих обоснованных расходов, поставщики коммунальных ресурсов и управляющие организации заключают с платежными организациями (кредитными организациями, организациями федеральной почтовой связи и платежными агентами) договоры, согласно которым платежные услуги оплачиваются за счет самих поставщиков и управляющих организаций.
Такие договоры, как правило, заключаются с ограниченным числом платежных организаций и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с плательщиков — потребителей коммунальных услуг.
Соответственно, это формирует ситуацию, когда потребители в целях экономии средств вынуждены обращаться в ту платежную организацию, с которой у поставщика коммунальных ресурсов заключено соглашение, что вызывает искусственное перераспределение спроса потребителей, негативно влияющее на конкуренцию. При этом, как отмечает ведомство, на практике встречались случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам. Если же граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.
По мнению представителей ФАС России, введенный запрет исключит неоправданные преимущества для отдельных платежных организаций и создаст условия для развития ценовой конкуренции на рынке платежных услуг.