«Гуд-бай Америка – о! Мне стали слишком малы твои тёртые джинсы!»
Почему наметившийся у нас на глазах разрыв в военных потенциалах РФ и США, в частности, в сфере современной боевой авиации — станет для Америки непреодолимой пропастью на многие десятилетия вперёд – мы рассмотрим в заключительной части серии статей на тему проблем военной авиации в США.
Вполне естественно для программы JSF (F-35), как «каличного дитяти», как в 2017 г, так и в 2018 г и последующем, в среднем только около половины американского флота F-35 была доступна для полётов, остальная же часть находилась на перманентном отключении для «обслуживания».
Военно-воздушная база Хилл в штате Юта имеет один из самых высоких показателей годных к эксплуатации боевых единиц этого «чуда техники». На ней находится самое мобильное и боеспособное оперативное соединение F-35 USAF, на котором лежит ещё и задача боевой подготовки пилотов для 35-ток всех ВВС.
Но всё равно длительные сроки выполнения некоторых задач по техническому обслуживанию приводят к тому, что около 30% самолетов там оказываются в нерабочем состоянии. На некоторых базах, которые летают на более старых моделях, уровень доступности намного ниже: иногда более 60% их F-35 стоят мёртвым грузом.
Основной причиной простоя является нехватка запасных частей. Представители Lockheed и Министерства обороны обвиняют друг друга в этой проблеме, ведя нескончаемую полемику. Самолёты требуют массы компонентов, поставляемых от головокружительного количества разных поставщиков – хромает логистика и, как ни странно, – финансирование.
Непрерывное допиливание образца «на коленке» требует постоянных замен, а там уже, частично, включается прописанная по контракту гарантийка. Одно дело, «растекаясь по древу», осваивать миллиарды на никем не контролируемые НИОКР, другое – выполнять обязательства себе в убыток. Столкнулись, например, F-35 с очередной проблемой с фонарём (прозрачный корпус кабины) — и самолеты иногда могут ждать в течение года, чтобы получить необходимый ремонт.
Компания Lockheed, естественно, уже который год обязуется решить этот завал. Вице-адмирал Мэтт Уинтер, возглавлявший до июля этого года Управление JSF после давно ушедшего Богдана (или его «ушли»), скептически относится к этому. Он уже не так резок, как прежний борец с ветряными мельницами, и не устраивает шоковых терапий на конференциях, что как бы намекает, что дорожка к нему протоптана, но и совсем молчать ему не комильфо.
«Утверждение Lockheed Martin о том, что все это будет сделано в течение двух лет или около того, было то же самое, что и сказанное два года назад», — сказал он. «До успеха всегда два года, каждый раз, когда мы обсуждаем это». Вот такими они «кормят двухлетними завтраками» — бизнес-ланч по-ЛОХкхидски.
Но Lockheed виноват лишь отчасти, он всего лишь симптом, а не болезнь. Расследование, проведенное в апреле 2019 года Главным контрольным управлением США (GAO) показало, что Пентагон имел отставание по ремонту около 4300 деталей, не управлял своими запасами должным образом и часто не имел данных о стоимости и текущем местоположении необходимых компонентов для F-35. Ничего не напоминает? Ещё один типичный признак надвигающейся Смуты, весьма схожий с положением дел в нашей армии при развале страны. И то, до такого масштаба не доходило.
Ведь подобным образом обстоят дела со всей линейкой летательных аппаратов в USAF, так обстоят дела и во флоте, с их «полутора работающими» авианосцами из всех 15 АУГ, — так обстоят дела и во всей Армии, без исключения. Страна на закате, она надорвалась без инфернальной подпитки извне, она вступила в следующую планетарную Эпоху, так и не став полноценным Гегемоном и эпохальный планетарный период теперь не её, а наш. Как поётся: «Дальше действовать будем мы» — и это во всех тысячелетних скрижалях описано, эмпирически проверенных за эти же тысячелетия.
Тот бардак, что царит у них в Армии, ясно отражается в специализированных военных изданиях уже несколько лет, временами прорываясь в более широкую медиасферу, особенно в про-Трамповские агентства и издания. Авиация тут не исключение, и потому пробежимся по информационной картинке последних лет, только коротко, иначе всё подобное можно постить до бесконечности – настолько глубока разверзывающаяся пропасть.
Так, по данным телеканала Fox News, полученным в ходе беседы с персоналом двух военных баз в штатах Северная и Южная Каролина, складывается следующая картина: из 276 истребителей F/A-18 Hornet к выполнению боевых задач готовы лишь около 30%. Из 147 вертолетов CH-53E Super Stallion исправны только 42. Быстрый износ техники приводит к дефициту запасных частей, поэтому разборка одних вертолетов на детали для ремонта других стала практически нормой.
Fox News приводит слова сержанта морской пехоты Арджентри Уберхоера, который считает, что техническим «каннибализмом» проблему все равно не решить.
Высокая оперативная нагрузка, задержка с поступлением F-35C, и внимание! — финансовые трудности!!! привели к тому, что обеспечиваются лишь текущие потребности региональных командований. Срок развёртывания дополнительного авиакрыла палубной авиации для решения непредвиденных дополнительных задач вырос за последние годы с 3 месяцев до 6-12.
На графике и таблице ниже, взятых из специализированных военных изданий, чётко виден взрывной, в сотни раз, рост самолётов и двигателей, ожидающих ремонта/техобслуживания.
https://news.usni.org/wp-content/uploads/2016/05/Navy-Airframe-05-26-16a-1.jpg
А, например, для продления срока пребывания на боевой службе четырёх эскадрилий авиакрыла авианосца USS Harry S. Truman пришлось изъять запчасти из числа наличных у трёх эскадрилий, не находящихся на боевой службе.
Существенная проблема для программы JSF ещё в том, что отступать-то уже и некуда. Гегемон замахнулся на все эти «хай-тек прибамбасы», когда в «руках ещё была сила», но время ушло, случился Закат, и руки в замахе безвольно падают. Нашими партнёрами по рингу на пике могущества в основу всего армейского управления была заложена новая сетецентрическая концепция ведения войн, что мы раскрыли в первой части материала, которую прежнее поколение их авиации не может поддерживать в нужной мере.
В природе нет и быть не может модификаций F-15 для USMC (Морская пехота США) и USN (ВМФ США), которые без смены алгоритмов управления выполнят поставленную боевую задачу из Единого Центра Управления Операциями, в чём Пентагон уже неоднократно убеждался. Сколько раз там пытались лепить «бобики» F-15SE — Silent Eagle и получить свои полноценные 4++! Перепиливают F-15 чуть ли не с начала 2000-х, первая презентация была в 2009-м, — а «воз и ныне там».
И по цене F-15SE получался как платиновый F-35. Можно ли было его сделать дешевле – отдельный вопрос, но факт в том, что не сделали. Поэтому никому и не сумели его продать, ни своим родным USAF, ни на экспорт (разрешение на экспорт проблемой не было).
Так же F-18 и F-16 уже «не понимают» набор команд от новейших систем управления, у них нет возможностей для установки аппаратуры MADL(Multifunction Advanced Data Link), даже Super Hornet «не тянет» эту систему в полном объёме. Кстати, тот же F-22A пятого поколения, программу которого уже закрыли, снабжен только частью аппаратуры Link 16, способной работать лишь на приём.
То есть «Raptor» может только принимать информацию, поступающую от сети JTIDS (Joint Tactical Information Distribution System — единая распределенная боевая информационная система – элемент новой сетецентрической концепции), но сам он лишен активного доступа в сеть.
На модернизированных самолетах с БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование), соответствующих стандарту Inc.3.2 (намечалось на 2015 г.), планировалось установить усовершенствованную аппаратуру MADL, с повышенной скрытностью работы и помехоустойчивостью. Однако по финансовым соображениям, всё-таки Зима на дворе, и от этих планов тоже отказались – вот такая «полноценная» версия суперистребителя пятого поколения существует на данный момент в США.
«СтрАтеги» Пентагона хотели получить «универсальный молоток» (привет, дедушка R.McNamara!), который в теории, независимо от места базирования, подчинения и комплекса управления, «забивал бы гвозди» с приблизительно одинаковым результатом. Но был ли возможен в принципе «симбиоз ужа и ежа» – никому не приходило в голову.
Сделаем простое наблюдение, подводя черту под всем материалом. Россия, имевшая тогда вид СССР, подходила к своему Судному дню, к своей Смуте, уже исполнив в боевой авиации самолёты максимального на тот период времени четвёртого поколения – СУ-27, Миг-31, Миг-29 и даже оставила заделы на будущее.
У «Вавилона же великого» всё гораздо печальней и ровно наоборот. В Америке до сих пор полноценно так и не производят многофункционального истребителя поколения 5. То есть изделия, соответствующего настоящим реалиям и трендам современной войны, способного противостоять равноценному сопернику, а не только «гонять папуасов». А ведь «дым пожарищ» (Откр 18:9) для «города великого» (Откр 17:18) уже не за горами – и значит, программа Joint Strike Fighter F-35 будет свёрнута, как была свёрнута Advanced Tactical Fighter F-22.
В расчёте на гипотетическое создание подобных монстров, усовершенствование имеющегося на вооружении в Америке 4-го поколения полноценно не проводилось. Это со временем приведёт к образованию для них непреодолимой пропасти в разнице наших военных потенциалов боевой авиации. А это новые горизонты для проведения активной и силовой внешней политики Москвы.
Казенас Игорь