Четверг , Апрель 25 2024
Главная / Государство / Не уподобиться Западу: Самобытность иранского кино

Не уподобиться Западу: Самобытность иранского кино

Не уподобиться Западу: Самобытность иранского кино

В 2012 году премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке досталась иранскому режиссеру Асгару Фархади. Фильм «Развод Надера и Симин» — это история про жизнь современной иранской семьи, но проблемы, которые поднимает режиссер, объединяют все человечество.

Премия «Оскар» вовсе не исключение для иранского кино: режиссеры из Ирана регулярно привозят домой призы Каннского, Венецианского, Берлинского кинофестивалей. Санкции, которые накладывают на Иран политики, не мешают жюри видеть всю самобытность кинематографа этой страны, которая сочетается с высоким художественным уровнем.

За годы, прошедшие с момента Исламской революции, иранское кино проделало огромный путь. В конце шахского периода оно представляло собой коммерческую индустрию, которая пачками выпускала фильмы, стремящиеся воплотить западные ценности. Их уровень был весьма невысок.

Кинокритики иронично называют иранское кино шахского периода смесью Голливуда с Болливудом, потому что оно стремилось быть похожим на голливудское, но при этом очень напоминало продукцию индийской киностудии.

Наиболее яркий представитель этого периода — мелодрама «Долгая ночь», повествующая о любви взрослой и известной певицы варьете к скромному юноше, который гораздо младше ее по возрасту.

Те времена давно позади. Иранское кино заняло уникальное место в мировом искусстве. Оно абсолютно целомудренно, в нем нет места даже поцелую, запрещено показывать насилие. Казалось бы, такое кино не имеет шансов против современных фильмов западных режиссеров, но ежегодно на кинофестивалях оказывается, что сердца видавших виды экспертов трогает именно то, что потеряно европейским и американским кино — умение показать мир и красоту этого мира глазами ребенка. Вызвать эмоции не горами трупов, фантастическими приключениями или эротическими сценами, а заставить зрителя жить внутренним миром героев.

Очень часто иранские режиссеры делают главными героями детей, как, например, Маджи Маджиди, который почти все свои фильмы строит на детских отношениях.

Его картина «Дети небес» в 1999 году была отмечена премией Оскар.

Сюжет ее в том, что мальчик теряет единственные туфли своей сестры. Ей больше не в чем ходить в школу, и они теперь вынуждены ходить туда по очереди в его обуви. Этот фильм, как и остальные работы Маджида Маджиди, заставляют вспомнить об эпохе неореализма в Италии.

Печать неореализма вообще отмечает все фильма периода после Исламской революции. Не все иранские режиссеры приняли революцию хорошо, но многие сделали выбор в пользу своей родины, оставшись в стране.

В 2016 году мир с горечью узнал о смерти одного из таких столпов иранского кино — Аббаса Киаростами, который больше всего известен фильмом «Вкус вишни», получившим главный приз в Каннах.

Гораздо меньше знают другую его картину «Сквозь оливы», где с огромной любовью, нежностью и деликатностью показан сельский Иран.

Герои иранского кино — это всегда обычные люди, в нем нет места супергероям и титанам из космоса, но в последние несколько лет кинокритики с тревогой смотрят в сторону иранских режиссеров, которым сейчас стало гораздо более доступно западное финансирование. Не начнут ли они подражать западным коллегам, не утратят ли свой неповторимый почерк, а вернее ту традицию, которая была выражена европейским кино, но сохранена в исламской стране.

Несколько примеров такого рода уже есть, но фильмы, снятые на потребу европейской публике, не снискали признание зрителей, потому что от кинематографа Ирана ждут глубины и подлинного чувства.

Про admin

Смотрите также

Аудиозапись судебного заседания можно будет получить в приемной суда

SimpleFoto / Depositphotos.com Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) на общественное …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *