Четверг , Март 28 2024
Главная / Государство / Модуль «Наука» может полететь в космос с оригинальными топливными баками

Модуль «Наука» может полететь в космос с оригинальными топливными баками

Модуль «Наука» может полететь в космос с оригинальными топливными баками

В понедельник 20 мая в РКК «Энергия» прошло совещание, посвященное судьбе многофункционального лабораторного модуля «Наука».

Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) «Наука» имеет сложную историю. Корпус для модуля (ФГБ-2) был изготовлен в 1995 году в качестве дублера модуля «Заря» (ФГБ). Впоследствии Роскосмос принял решение использовать этот корпус для создания лабораторного модуля российского сегмента МКС. Первоначальный проект МЛМ оказался слишком амбициозным для маленького бюджета космического агентства, и в 2006-2007 году, после пересмотра конфигурации российского сегмента МКС, модуль приобрел свой сегодняшний вид. МЛМ «Наука» должен стать третьим полноразмерным российским модулем после «Зари» и «Звезды» и первым научным модулем на нашем сегменте станции.

Головным разработчиком модуля, согласно контракту с Роскосмосом, является РКК «Энергия». Ее субподрядчик, непосредственно занимавшийся созданием МЛМ – ГКНПЦ им. Хруничева. Именно Центр Хруничева по контракту с НАСА в 1990-х годах изготовил модуль «Заря» и сопутствующий ему корпус будущего МЛМ.

«Наука» должна была отправиться на орбиту в 2011 году, но в связи с различными задержками запуск сдвинулся на 2014 год. В 2013 году во время финальных испытаний в «Энергии» перед отправкой модуля на Байконур в трубопроводе топливной системы МЛМ было обнаружено загрязнение – металлическая стружка. Топливная система «Науки» играет двойную роль. Во-первых, она должна обеспечить топливом двигатели модуля во время его полета с опорной орбиты выведения до орбиты МКС. Во-вторых, после стыковки она должна быть включена в общую топливную систему станции.

После обнаружения загрязнения модуль вернули в Центр Хруничева для прочистки. Чтобы получить доступ к топливной системе, пришлось снять оборудование и разобрать внешние панели МЛМ. Из-за финансовых и юридических проблем никаких работ с модулем не проводилось около двух лет. С точки зрения Роскосмоса, создание и подготовка к запуску модуля «Наука» уже были полностью оплачены. Однако у Центра им. Хруничева не было собственных средств на проведение ремонта. В конце концов, Роскосмос профинансировал ремонтные работы, формально выделив деньги на «модернизацию» модуля. С тех пор модуль официально стал называться не МЛМ «Наука», а МЛМ-У «Наука».

Активный ремонт МЛМ начался зимой 2016-2017 года. В январе 2017 года специалисты Центра им. Хруничева выяснили, что металлическая стружка присутствует не только в трубопроводах, но и в топливных баках модуля. На «Науке» установлены сложные цилиндрические сильфонные баки – сейчас в России такие не производятся. Сильфонная конструкция позволяет проводить многократную заправку – это важно для работы модуля в составе МКС. Заменить баки на запасные не получилось, потому что в них также было найдено загрязнение. В течение первого полугодия 2017 года инженеры разработали сложную процедуру очистки, предусматривающую разрезание баков с последующей сваркой, и осенью приступили к выполнению работ. Ремонт продолжался в течение 2018 года, однако специалисты столкнулись с новой проблемой. Процедура ремонта включала тщательную проверку баков на герметичность после сварки, и в ходе такой проверки в стенках топливного бака были обнаружены микротрещины. Дополнительные испытания показали, что такие же дефекты присутствуют на всех баках.

Вполне вероятно, что трещины, а также загрязнение металллической стружкой, есть в аналогичных топливных баках модуля «Заря», который работает на орбите уже более 20 лет. В 90-х годах были другие требования к космической технике и более простые процедуры испытаний.

16 марта 2019 года в РКК «Энергия» состоялось совещание с участием представителей Роскосмоса. На нем ремонт топливных баков был объявлен неудачным, но возникла новая идея – заменить оригинальные топливные баки на новые, изготовленные на основе шарообразных топливных баков разгонных блоков «Фрегат» производства НПО им. Лавочкина. Конечно, это автоматически делает топливную систему модуля «Наука» одноразовой, но сейчас Роскосмос готов пойти на это, чтобы избавиться от модуля, залежавшегося в цехах ГКНПЦ. На совещании 16 марта было решено, что РКК «Энергия» заключит контракт с НПО им. Лавочкина на поставку топливных баков для модуля «Наука». Эти баки «на 90 процентов» будут совпадать с баками блока «Фрегат». Работа по дооборудованию и установке баков должна быть проведена в РКК «Энергия», куда МЛМ переместится в августе 2019 года. Запуск был намечен на лето 2020 года.

Темой очередного заседания в РКК «Энергия» на этой неделе стал контракт с НПО им. Лавочкина. Как сообщает ИТАР-ТАСС, изготовление баков начнется до конца мая. В то же время, окончательное решение об использовании этих топливных на МЛМ так и не было принято. Специалисты предприятий Роскосмоса в течение двух месяцев анализировали изменившуюся ситуацию, и, вдохновленные отказом от многоразовой дозаправки модуля «Наука», предложили новую идею: использовать оригинальные баки «Науки» вместо новых. Сейчас, как считают специалисты, топливные баки «Науки» нельзя использовать в штатном режиме, но одну заправку и путь до МКС они должны выдержать.

Таким образом, в ближайшее время должны начаться испытания шести оригинальных топливных баков модуля «Наука», которые подтвердят или опровергнут возможность их использования. Параллельно, НПО им. Лавочкина будет изготавливать собственные баки, которые в дальнейшем либо будут установлены на «Науку», либо найдут применение в серийных разгонных блоках «Фрегат». Теперь запуск модуля «Наука» к МКС намечен на осень 2020 года, но, очевидно, подготовить модуль к этому сроку удастся лишь в том случае, если испытания оригинальных баков МЛМ пройдут успешно.

Про admin

Смотрите также

Аудиозапись судебного заседания можно будет получить в приемной суда

SimpleFoto / Depositphotos.com Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) на общественное …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *