motortion / Depositphotos.com
Конституционный Суд РФ вынес определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на преамбулу Закона о защите прав потребителей и ч. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2020 г. № 1-О). Отметим, что это определение – хоть и «отказное» – Суд вынес после изучения заключения, составленного судьей КС РФ А.Н. Кокотовым.
Заявитель указывал, что – со ссылкой на спорные нормы – суды ранее отказали его маленькому сыну в уплате «потребительского» штрафа за недобровольное удовлетворение требований потребителя (сам размер морального вреда в связи с некачественной медпомощью была оценен судами в 700 тысяч рублей). По мнению заявителя, эти нормы – поскольку они позволяют судам не распространять действие Закона о защите прав потребителей на отношения по оказанию медуслуг за счет средств ОМС, – не соответствуют ряду положений Конституции РФ, в первую очередь ст. 41 (о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь).
Конституционный Суд РФ отметил следующее:
- заявитель обжалует две примененные в его деле нормы;
- первая спорная норма (преамбула Закона о защите прав потребителей) устанавливает, что исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также ИП, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Эта норма применяется во взаимосвязи с конкретными положениями законодательства о защите прав потребителей и как таковая конституционные права несовершеннолетнего сына заявителя не нарушает;
- а вот вторая спорная норма («Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором ДМС») – фактически воспроизводит и конкретизирует предписание ч. 1 ст. 41 Конституции РФ («Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»);
- и получается, что рассмотрение вопроса о противоречии этих норм друг другу фактически означает не что иное, как толкование Конституции РФ, а вовсе не проверку конституционности нормы федерального закона;
- а толковать Конституцию РФ Конституционный Суд РФ вправе исключительно по запросам Президента РФ, Совета Федерации, ГосДумы, Правительства РФ, региональных парламентов,
- в связи с чем вынужден отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Отметим, однако, что вопрос о применимости норм Закона «О защите прав потребителей» к отношениям, связанным с оказанием медпомощи по ОМС, уже решен, и решен положительно, – согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.