Среда , Январь 22 2025
Главная / Государство / Философия и религия. О терминах

Философия и религия. О терминах

попытаемся поговорить о религии с позиций философии, хотя в Библии и сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». (К Колоссянам, 2, 8). Понятно: у религии совершенно иные задачи, она стремится открыть управляемой пастве путь «на небо», а наука и философия – осмыслить то, что происходит не земле, в природе, в огромном информационно неисчерпаемом мире, в котором мы проживаем нашу единственную и неповторимую жизнь. Философствование – это всегда рефлексия, осмысление достигнутого в соответствующей области знания и деятельности. Для философии религии такой областью прежде всего является религиоведение. Религиоведение есть светская (других не бывает) наука, предметом которой является такой социальный феномен, как религия, закономерности её возникновения, эволюции и функционирования, её различные проявления в жизни индивида, общества, государства, её взаимодействие с другими сферами человеческой культуры. Религиоведение опирается на достижения всего спектра социального и естественнонаучного знания, и в первую очередь историю и психологию. 1. Исходные понятия Прежде всего, следует четко представлять себе те понятия, которые употребляются при обсуждении этой темы. Теизм (от лат. «теос» – Бог) – религиозное учение, основанное на вере в Бога как личность, сверхъестественное существо, сотворившее мир и управляющее им. Но эта вера необычная. Богословы определяют веру как «первичную фундаментальную интуицию Истины», что, по сути, снимает необходимость что-либо доказывать верующему: «Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают». /М. Монтень/. Все происходящее теизм рассматривает в соответствии с так называемым «Символом веры» как осуществление Божьего промысла. Теизм как вера в личностного Бога лежит в основе всех современных религий, поэтому все верующие – теисты. Называющий себя верующим, но не знающий или не признающий символ веры не может считаться верующим. Теоцентризм – направление в средневековой философии, основной темой и системообразующим концептом которой являлась идея Бога. Вот христианский Символ веры принятый на Никейском соборе в 325 году: «Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия …единосущного Отцу, и чрез которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас …и воскресшего на третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса …и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа и Животворящего…» Немного позже на Константинопольском соборе был принят догмат о трех равных ипостасях: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Человек, онтологически не принимающий Символ веры не может считаться верующим и является не-теистом, в латинском звучании а-теистом. Атеизм – буквально «не-теизм», отрицание теизма как эмоциональной веры в личностного Бога. Атеизм основывается на естественнонаучных знаниях, на доказательном анализе социальных и гносеологических истоков религии. Атеизм называть верой в несуществование Бога. Атеизм это НЕ ВЕРА, а убеждение основанное на знании. Оно вовсе не всегда «воинствующее». Нам важно понять что атеизм – не вера, а богословие – не наука. Россия в соответствии с Конституцией является светским государством, в котором уважают чувства как верующих так и неверующих, так атеистов. Граждане России имеют право как исповедовать любую религию, не входящую в противоречие с законом, так и быть безразличными к религии или атеистами и распространять научные и атеистические взгляды. Предполагаетя, что атеист не будет читать атеистические лекции в храмах и монастырях, а священник не будет читать религиозные проповеди в светских организациях, школах, вузах или в Госдуме… Деизм – учение, признающее существование Бога как безличной первопричины мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в дела природы и общества. По существу это разновидность атеизма, позволявшего уже в позднем средневековье заниматься научными исследованиями. Пантеизм – учение, отрицающее существование личностного Бога, но признающее дух, или некоторое недоступное нашему разуму начало присущее всей природе. Классический пантеист Спиноза. Он говорил что «Бог – это природа, а природа – это Бог». Удобный вариант, позволяющий исследовать природу и оправдыаться перед церковниками тем, что это и есть постижение Бога. Реликтом (остатком) пантеизма являются и современные высказывания нежелающих углубляться в подробности: «Аа все-таки что-то есть». Интересно – что… Дуализм – направление в философии, которое утверждает, что в основе мира лежат два независимых начала: материя и дух

Про admin

Смотрите также

Аудиозапись судебного заседания можно будет получить в приемной суда

SimpleFoto / Depositphotos.com Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) на общественное …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *